Зародилось айкидо в стране «восходящего солнца»
и в течение длительного времени оставалось доступным к освоению и
использованию сравнительно узкому кругу людей
высокого социального статуса и знатного происхождения. Создателем
этого наипопулярнейшего современного будо был Уэсиба Морихей /
1883-1969 /. В течение многих лет Уэсиба странствовал по Японии,
изучая в разных школах искусства ратоборства - воинской борьбы.
Плодом его подвижничества явился комплекс из более трех тысяч
приемов, использующих большей частью болевые захваты и замки рук
с последующим
броском при активном использовании резервно-энергетических
возможностей организма.
Подлинный триумф Айкидо наступил после всеяпонского турнира
воинских искусств, состоявшегося в 1954 году. Новости, с которого
потрясали воображение любого, даже искушенного в единоборствах
человека, притягивая к состязанию пристальные пытливые
восторженные взоры и повышенное внимание со стороны не только
японского общества, но и мирового. Пластичная, грациозная и
бесспорно эффективная техника имела такой успех, что
многочисленные отделения Айкидо стали открываться по всей Японии.
А группа бизнесменов субсидировала строительство великолепного
спортивного центра Айкидо Ёсинкан. Свидетельства надежных
очевидцев говорят об удивительнейших демонстрациях Уэсибы.
Дж.Эгус-Хокин - санфранциский бизнесмен и гражданский лидер,
рассказывал...
Вызванный доказать свою силу, Уэсиба - маленький, худощавый
человек, которому тогда было - 71 год, пригласил четырех крепких
дзюдоистов из Кодокана, атаковать его.
Огромная группа лиц пользующихся известностью в Японии
собрались по краям татами. Уэсиба уселся в центре, скрестив ноги и
завязав глаза. Он медитировал около двух минут, после чего
дзюдоисты, описываемые Эгусом-Хокином как настоящие борцы,
большие крепкие ребята, вес которых превышал 130 килограмм, тогда
как сам Уэсиба был маленького роста и весил всего 49 килограммов,
атаковали один за другим с полной
силой Уэсибу сзади. Уэсиба легко бросил всех своих атакующих. Они
приземлились на спину и выглядели смущенными.
Борцы так описывали свои впечатления - когда мы приблизились к
нему, то это было подобно тому, как если бы мы вошли в облако. И в
этом облаке была гигантская пружина, которая выбросила нас из него.
Мы обнаружили себя, летящими по воздуху и приземлившимися на
жестком татами.
В одном из фильмов, заснятом на фестивале кинокамерой, два
нападающих сходятся на Уэсибу с большой скоростью. Уэсиба виден в
одной точке фильма как обращенный лицом к атакующим и по-
видимому попавшимся. На следующем же кадре! он виден как передви
нувшийся вперед на пару футов и обращенный лицом в другую
сторону! В то время как Уэсиба предстал переместившимся из одной
позиции в другую за доли секунды,
наступательное движение атакующих продолжалось последовательно с
точностью до долей шага раз за разом, пока эти двое не столкнулись и
были отброшены мастером.
В своем мастерстве М.Уэсиба опирался на древнее искусство "
айки-дзюцу " / " искусство концентрации внутренней энергии "/, в
котором важное значение придавалось психолого-физической
саморегуляции, имеющей целью достижение сознательной
произвольной активизации в себе жизненной энергии - КИ. Помимо
этого - для использования активизированной КИ в единоборствах с
целью достижения контроля над противником и последующей победы
над ним, а также, вторично, для повышения адаптационных
возможностей организма в экстремальных условиях жизнедеятельности.
Подчеркивая важность регулярных и упорных тренировок в практике
психологического айкидо, Уэсиба говорил, что каждое утро человек,
умываясь, очищает свое тело. Но ведь после сна необходимо освежить
и сознание, а этого никто не делает.
И когда его однажды попросили раскрыть секрет его мастерства, он
отве тил: " Чистота сознания ".
При этом Уэсиба значительно модернизировал древнее искусство.
В разработанных им принципах и основах этики, философии и
психологии Айкидо на основе синтеза взглядов ряда религиозных
учений / синтоизм, буддизм, "новая
религия "омото-кё и др./, Уэсиба особо подчеркивал миролюбивый
характер искусства самозашиты, которое, по его мнению, должно
применяться только в исключительно
оборонительных целях. Он утверждал, что боевое искусство /
настоящее / вообще не должно опираться на грубую силу, которая
способна только разрушать, что истинны лишь те виды единоборства,
которые служат сохранению мира, облагораживая самого мастера.
Рассматривая Айкидо как универсальное средство
самоусовершенствования, полезное для всех людей независимо от
возраста, пола, состояния здоровья и других
личностных особенностей. М. Уэсиба акцентировал внимание своих
последователей, прежде всего, на воспитательном и оздоровительном
значении искусства самозащиты,
а не на его военно-разрушительном аспекте.
Подход к искусству самозащиты как к определенному "пути"
морального и психолого-физического самосовершенствования
человека, отразился, в частности, в изменениях самого названия
основанной М.Уэсибой школы. Сначала традиционное обозначение
боевых искусств - "дзюцу" / "искусство" / было заменено на ДО / "путь"
/. Затем Уэсиба назвал свою школу "айки-но мити"/дорого айки /, далее
"айки-будо / боевой путь айки / и, наконец, айкидо / "путь айки" /. Тем
самым он, уточняя свои замыслы, подчеркивал, что это искусство
(айкидо) не сводиться к чисто прикладным функциям, а должно
оказывать
всестороннее воздействие на образ жизни человека.
Айки буквально "искусство сосредоточения жизненной энергии"
не сводится к овладению грубой Физической силой, потребной лишь
для того, чтобы свалить противника, наставлял М.Уэсиба. Ни, тем
более, к использованию любых видов
смертоносного оружия, приводящим мир к разрушению. Подлинное
«сосредоточения жизнен ной энергии» призвано
регулировать всеобщее КИ (см. те же мысли в «Учении о Ноосфере»
нашего соотечественника академика
В.И. Вернадского), сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в
природе. Таким образом, упражнения в воинском
искусстве любого индивида не должны быть самоцелью для
уничтожения противника, но, наоборот, должны вырабатывать в нас
чувство любви и уважения к окружающим. Эти слова перекликаются и с
мыслями создателя Дзюдо Кано Дзигоро,
и с древними поучениями различных мастеров единоборств,
призывавших видеть в противнике «второе я» необходимого партнера
в процессе самопознания и самосовершенствования.
Этика защиты в Айкидо
Путем правильного применения эффективной и универсальной техники
Айкидо несправедливая и яростная атака может быть просто, быстро и в
тоже время ловко нейтрализована, наглядно показывая при этом
очевидный и полный контроль над всеми
нюансами нападения и защиты. Да так, чтобы в особенности это стало
возможным без причинения серьезного вреда агрессору. Айкидо учит,
что
ВЫ ДОЛЖНЫ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА HEHAHECEHИЕ
ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
TOT человек, в силу своей агрессивности, все еще пребывает на
более низком уровне. Такой поступок с Вашей стороны обеспечит Вам
продвижение к более высоким уровням айкидо и еще более глубокому
постижению его основ ипринципов. Стремление к более высокому
духовному состоянию «гарантирует» вам применение утонченной
техники, которая
позволит вам защититься, не прибегая к жестоким методам, которым
столь часто обучают как законным методам самозащиты. Такая явно
более легкая и удобная, простая и
точная концепция самозащиты Морихэя Уэсибы, выгодно отличает
Айкидо от других боевых искусств уже самим значением, придаваемым
слову "защита", которое им,
Морихэем Уэсибой, принимается как «охранительная сила»
сопутствующая любому человеку идущему по пути гармоничного
позитивного отношения к природе и людям и усиливающая его без
меры при условии собственных сознательных настойчивых
устремлений. Новое понимание принципов защиты и их применение в
практической ситуации на татами в парном КОНТРОЛЕ, становятся
основой развития личности айкидоиста и его существования.
Оздоровительный аспект Айкидо
Тренировки Айкидо совершают работу на многих уровнях, т.к.
конечной целью является развитие личности, объединение Физическое
и умственное (МУСУБИ), и тем самым функциональное.
Конкретным результатом регулярной практики Айкидо будет
заметное улучшение здоровья - дыхания и кровообращения. На
дыхание особое влияние оказывает брюшное дыхание, а на
кровообращение регулярная тренировка суставов и всего тела в целом.
В свою очередь улучшение дыхания и кровообращения позволяет
крови более быстро и регулярно доставлять свежий материал во все
органы тела, и в то же время помогут сохранить вены и артерии
свободными от засоряющего материала и жировых отложений.
Далее следует отметить, что практика исключения злобности на
тренировках Айкидо обеспечивает выходы всякого рода скоплений
умственного мусора. Обычно ненапряженная,
доброжелательная атмосфера «на татами» Айкидо, фактически,
представляет собой резкий контраст с атмосферой типичной для
других боевых искусств, в которых она является
зачастую напряженной и жестко контролируемой.
"Путь Айкидо". (История развития Айкидо. Из архива)
Составитель К Н. Лещенков.
aiki-podgotovka.ru